Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Школьная библиотека

Оплата за учебники 2020/2021 учебный год

Постановление Совета Министров РБ № 839 от 24.06.2011.

Разъяснения по освобождению от оплаты за учебники и учебные пособия в связи с Указом Президента № 572 от 09.12.2014

раскрыть » / « свернуть

Плата за пользование учебниками в 2020/2021 учебном году

раскрыть » / « свернуть

Информация для родителей об оплате за пользование учебниками

раскрыть » / « свернуть

ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ

раскрыть » / « свернуть

Дорогие ребята!

Уважаемые педагоги и родители!

Посетить школьную библиотеку вас приглашает заведующий библиотекой

Людмила Петровна Герасимчик

 

Виртуальная библиотека

Библиотека открыта для читателей с 9-00 до 17-30

В библиотеке вы можете:

  • Получить библиографическую справку.
  • Взять интересную книгу на дом
  • Подобрать материал для реферата.
  • Подготовить домашнее задание.
  • Поработать с энциклопедиями и справочными материалами.
  • Почитать периодические издания.
  • Подготовиться к информационному часу.
  • Познакомиться с новинками литературы.
  • Поработать с электронными источниками информации.
  • Ознакомиться с выставками книг.

МЕРОПРИЯТИЯ БИБЛИОТЕКИ

02.04 К Международному дню детской книги. Игра-путешествие По страницам любимых книг 

  

30.03.2021 Книжное рандеву-литературная экскурсия по книгам-юбилярам 

  

29.03 Выставка-презентация поэзии о весне 

  

10.02.2021

Бук-слэм – книжное соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги

Участники: 6 «Г» класс

Библиотекарь Гришина А. Д.

   

 02.11.2020 Школьный лагерь (1-2 классы) «ЛЮБИТЬ, ЦЕНИТЬ И ОХРАНЯТЬ»: краеведческая викторина

  

Знакомьтесь! Книги – юбиляры 2020»: виртуальная экскурсия. 30.03.2020 (Школьный лагерь «Васильки»

   

Познавательно-ознакомительные экскурсии в библиотеку детей из д/с №486

(май, 2019)

23.03.2019  К Неделе детской книги: «Любимые сказки  Г.Х. Андерсена»

(2- классы)

         

02.02.2019  Квест-игра по правилам дорожного движения: 6 - 8 классы

(6-й школьный день)

22.12.2018  Новогодний калейдоскоп: игра-викторина  3 класс (6-й школьный день)

        

24.11.2018 Удивительные и загадочные» - игра-путешествие в мир живой природы 4 класс

(6-й школьный день)

       

 

Сентябрь, октябрь  2018  Познавательные экскурсии в библиотеку 1 – 2 классы

          

17.02.2018   Игра-викторина: «По страницам Красной книги» 3-и классы

     

28.03.2018   Неделя детской книги: выставка-приглашение в удивительный мир сказок

Г.Х. Андерсена (школьный лагерь)

    

Медиатека является неотъемлемой частью учебно-методической базы учебного учреждения. Она предназначена для информационного обеспечения педагогических работников, использующих в своей работе информационные технологии.

Медиатека (медиацентр) – центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения, который способствует формированию информационной культуры, самостоятельной активности, профессиональной квалификации учителей с помощью современных средств информационных технологий.



Перечень электронных средств обучения (ЭСО), имеющихся в фонде библиотеки

1.   Физика. Волновая оптика. Комплект интерактивных компьютерных моделей.

2.   Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория.

3.   Химия. 10-11 классы. Химический лабораторный практикум.

4.   Химия. 7-9 классы. Химический лабораторный         практикум.

5.   Физическая география Беларуси. 10 класс.

6.   Математика. Текстовые задачи.

7.   Математика. Стереометрия.

8.   Биология. Генетика.

9.   Музыка. 4 класс. Виртуальная творческая лаборатория.

10.   Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 классы.

11.   Всемирная история нового времени. ХYI-XYIII вв.

12.   Начальная школа. Занятия по интересам. 2-4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр.

13.   Человек и мир. 1-3 классы.

14.   Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет.

15.   Русский язык. Начальная школа. 2-3 классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха).

16.   Система управления учебным процессом.

17.   Русский язык. 5-10 классы.

18.   Английский язык. Начальная школа. 3 класс. Часть 1.

19.   Начальный курс географии.

20.   Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2.

21.   Всемирная история. История Древнего мира.

22.   Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций.

23.   Беларуская мова. 5-7 класы (Арфаграфiя).

24.   Беларуская мова. 2-4 класы.

25.   Математика. Информационно-справочная система.

26.   Универсальный учебный графопостроитель.

27.   Беларуская лiтаратура. Сусвет роднага слова.

28.   Беларуская мова. Сінтаксіс і пунктуацыя.

29.   Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе XIX-XX веков.

30.   Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система.

31.   Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и     лингвокультурологической компетенции.

32.   Русский язык. 5-10 классы. Визуальный электронный комплект учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения.

33.   Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XYI ст.

34.   Химия. 10 класс. Металлы и неметаллы.

35.   Биология. 8 класс. Зоология.

36.   География. 8-9 классы. География материков и стран.

37.   Математика. 2-4 классы.

38.   Физика. 11 класс. Квантовая физика.

39.   Предметно-практическая деятельность. 1-4 классы. Мир вокруг меня.

40.   Специальное образование. Математика. 1-5 классы.

41.   Английский язык. 10-11 классы. Лексико-грамматический практикум.

42.   Немецкий язык. 10-11 классы. Лексико-грамматический практикум.

43.   Французский язык. 10-11 классы. Лексико-грамматический практикум.

44.   Испанский язык. 10-11 классы. Лексико-грамматический практикум.

45.   Математика. Система динамической геометрии. 10-11 классы.

46.   Информатика. Основы алгоритмизации и программирования. 6-10 классы.

47.   Уроки физической культуры и здоровья. Атлетическая гимнастика. 9-11 классы.

48.   Уроки физической культуры и здоровья. Легкая атлетика. 1-11 классы.

49.   Уроки физической культуры и здоровья. Легкая атлетика. Аэробика. 5-11 классы.

50.   УМК «Допризывная подготовка».

51.   Обучающие видеофильмы по основам безопасности жизнедеятельности.

52.   Система автоматизации управленческой деятельности на уровне учреждения образования (АСУ «Школа»).

53.   Комплексный информационный ресурс по чернобыльской тематике.

54.   Учебно-методический комплекс для 5-8 классов «Вокруг тебя – Мир…».

55.   Проекты победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

 ПОСТУПЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 2020

Народныя музеі ўстаноў адукацыі Рэспублікі Беларусь. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2019. – 216 с: іл.

Выданне прысвечана музеям устаноў адукацыі, якія маюць статус “народны”. Гэтага ганаровага звання ўдастоены 99 музеяў, якія размешчаны ў дзіцячых садах, школах і гімназіях, каледжах, вышэйшых навучальных установах.

Зельскі, А. Г. Хатынь. Трагедія беларускага народа = Хатынь. Трагедия белорусского народа = Khatyn. The tragedy of the Belarusian people/ А. Г. Зельскі. - 2-e выд. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2019. – 144 с. : іл. – (Беларусь. Трагедыя і праўда памяці).В 2019 ГОДУ

Кніга беларускага гісторыка, дырэктара мемарыяльнага комплексу “Хатынь” А.Г.Зельскага, прысвечаная 75-годдзю вызвалення Беларусі ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў і 75-годдзю Вялікай Перамогі, распавядае пра трагедыю вёскі Хатынь.

Большая энциклопедия маленького профессора. Цветы родного края: для сред. шк. возраста. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2017. – 160 с.: ил. – (Это наша с тобою земля)

Книга позволит совершить увлекательный экскурс в мир растений, которые украшают своим цветением белорусские леса и заливные луга, широкие поля и гладь водоёмов.

Глыбокія, моцныя, паўнаводныя… Рэкі Беларусі: для мал. шк. ўзросту. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2019. – 24 с.: іл. – (Самыя-самыя)

Пра самыя доўгія, вялікія, паўнаводныя, глыбокія і прыгожыя рэкі свету – ад Нілу да Амазонкі, ад Конга і Янцзы да Прыпяці і Дняпра – расказвае гэта кніга.

В погоне за ветром: для мл. шк. возраста. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2019. – 24 с.: ил. – (Маленький профессор).

Книга приглашает совершить увлекательное путешествие в мир свободолюбивых ветров.

Любай маме: вершы беларускіх паэтаў: для чытання дарослымі дзецям. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2019. – 32 с.: іл. – (Кнігі нашага дзяцінства).

У зборніку сабраны прыгожыя, цёплыя і пранікнёныя вершы беларускіх паэтаў, прысвечаныя самаму дарагому чалавеку на зямлі – маці.

Жабко, Я. Г.

         Времена года: стихи для детей/ Янина Жабко. – Минск: Беларусь, 2018. – 231

           с.: ил.

           Природа во всей красе не оставит равнодушными детей и взрослых, подарив

           им множество приятных воспоминаний.

Жабко, Я. Г.

           Беларусь – зямля святая: вершы для дзяцей/ Яніна Жабко. – Мінск: Беларусь,

           2018. – 47 с.: іл.

           У сваёй кнізе аўтар запрашае юных чытачоў і іх бацькоў у вандроўку па

           родным краі.

 

 ПОСТУПЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 2019

                                                                             

В ритме летящих лет: очерки истории комсомола Беларуси/ В. Ф. Гигин [и др.]; ред.-сост. В.Ф. Гигин: предисл. И. В. Карпенко; редсовет: А. Н. Карлюкевич [и др.].- Минск: Звязда, 2018.- 280 с.: ил.

Издание посвящено 100-летию ВЛКСМ. 

Музеі ўстаноў адукацыі Рэспублікі Беларусь: даведнік/ рэдкал.: А. У. Ануфровіч і інш.: рэспубліканскі цэнтр экалогіі і краязнаўства. Мінск: Пачатковая школа, 2019. – 190 с.

Ваньковичи/ сост.: Н. А. Голубева и др.; редкол.: Т. В. Белова [и др.].- Минск: Беларус. Энцыкл.імя П. Броўкі, 2012.- 456 с.: ил.- (Беларускі радавод)

Научно-популярное издание посвящено Ваньковичам – старинному дворянскому роду герба «Лис», который ведёт свою родословную с XVI столетия. 

Представите ли рода занимали высокие должности в администрации Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, выбирались в органы дворянского самоуправления Российской империи. Жизнь и творчество выдающихся представителей рода связаны с политической и культурной жизнью Беларуси,Литвы,Польши, России,Франции

Шоколадка. Сладкая история: для мл. шк. возраста/ сост. Э. И. Горошко.- Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі, 2018.- 24 с.: ил.- (Маленький профессор)

 Книга рассказывает о любимом лакомстве многих – шоколаде. Вы узнаете, откуда он берётся, как выглядел в самом начале своего пути, когда начали создавать в Беларуси свои собственные шоколадные шедевры и где их можно приобрести.

Девяткова, С. Г.

Как в дом пришла вода: для мл. шк. возраста/ С. Г. Девяткова.- Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі, 2018.- 24 с.: ил. (Маленький профессор)

Книга расскажет детям об истории водопровода и современных системах очистки и доставки воды в дома, познакомит с изобретением древних римлян – акведуком. Ребята узнают, сколько в Беларуси запасов питьевой воды и почему её надо беречь, а также почерпнут другую интересную информацию.

Калачова, І. І.

Ад добрага кораня – добры парастак/ І. І. Калачова.- Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі, 2018.- 176 с. : іл.- (Ганаруся табой, Беларусь!).

У кнізе разглядаюцца сямейныя традыцыі беларусаў, якія бытавалі ў мінулым стагоддзі, паказваецца багацце народных прыёмаў, сродкаў і метадаў выхавання дзяцей. Тэарэтычная частка дапаўняецца практычнымі заданнямі для бацькоў, якія разам з дзецьмі змогуць абагульніць інфармацыю па тэмах: любоў да Радзімы, павага да бацькі і маці, шанаванне старэйшых прадстаўнікоў роду.

Большая энциклопедия маленького профессора. Говорим правильно: для сред. шк. возраста/ сост. Д. Д. Лемехова.- Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі, 2017.- 136 с.: ил.- (Это наша с тобой земля)

 Эта книга о том, как научиться избегать наиболее распространённых ошибок в речи. Как верно поставить ударение, выбрать нужный род, число или падеж, отличить похожие по звучанию, но разные по смыслу слова? Откуда пришло слово или выражение? Многочисленные примеры в книге объединены по различным темам.

ПОСТУПЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 2018

                                     

Францыск Скарына: энцыклапедыя/ рэдкал.: У. У. Андрыевіч (гал. рэд.). – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі, 2017. – 568 с.: іл.

Падрыхтаваная ў год святкавання 500-годдзя беларускага і ўсходне-славянскага кнігадрукавання персанальная энцыклапедыя “Францыск Скарына” асвятляе жыццё і творчасць беларускага і ўсходнеславянскага першадрукара, асветніка Францыска Скары ны. Энцыклапедыя раскрывае шматгранны жыццёвы і творчы шлях Ф. Скарыны. Раскры ваецца вобраз Ф. Скарыны таксама ў беларус кім кіна- і тэатральным мастацтве, жывапісе

Зборнік твораў для дадатковага чытання  ў 8 класе. - Мінск: Беларусь, 2018. – 351 с. – (Школьная бібліятэка).

 У зборнік увайшлі творы В. Адамчыка, А. Бадака, В. Вольскага, А. Дударава, В. Карамазава, І. Пташнікава, М. Стральцова, І. Чыгрынава.

Колас, Я.

 Новая зямля: паэма: для сярэд. і ст. шк.узросту/ Якуб Колас. – Мінск: Беларусь, 2018. – 319 с. – (Школьная бібліятэка).

Маўр, Я.

 У краіне райскай птушкі: аповесць/ Янка Маўр. – Мінск: Звязда, 2018. – 128 с. - (Школьная бібліятэка).

Празаічныя творы для дадатковага чытання ў 11 класе: апавяданне, запісы, мініяцюры, эсэ/ уклад. Вольга Рацэвіч.- Мінск: Звязда, 2018.- 296 с.- (Школьная бібліятэка)

 У зборнік увайшлі творы:

- Жук, А. “Душа над чыстым полем”

Брыль, Я. “З людзьмі і сам-насам”

Радзіма мая дарагая: зборнік для 6 класа. У 2 кн. Кн. 2/ уклад. Аксаны Спрынчан. – Мінск: Мастацкая літаратура, 2018. – 430 с. - (Школьная бібліятэка).

 У зборнік увайшлі творы:

- І. Навуменка “Дзяцінства”

- А. Пальчэўскі “Рэкс і Казбек”

- А. Федарэнка “Шчарбаты талер”.

У сэрцы слова адзавіся:  зборнік для

7 класа. У 2 кн. Кн. 2/ уклад. Аксаны Спрынчан. – Мінск: Мастацкая літаратура, 2018. – 407 с. - (Школьная бібліятэка).

 У зборнік увайшлі творы:

- А.Вярцінскі “Рэквіем па кожным чацвёртым”

- У. Мазго “Адвечныя скарбы Радзімы”

- І. Навуменка “Жуль Верн”

- Я. Сіпакоў “Зялёны лісток на планеце  Зямля”

- М. Чарняўскі “Страла Расамахі”

- У. Шыцік “Зорны камень”
Цудадзейны карагод:  зборнік твораў для пазакласнага чытання ў 3-м класе. У 2 ч. Ч. 2/ уклад. І. Г. Волкава. – Мінск: Народная асвета, 2018. – 303 с.: іл. - (Школьная бібліятэка).
Цудадзейны карагод:  зборнік твораў для пазакласнага чытання ў 3-м класе. У 2 ч. Ч. 1/ уклад. І. Г. Волкава. – Мінск: Народная асвета, 2018. – 264 с.: іл. - (Школьная бібліятэка).

Сборник для чтения в 3 классе. В 3 ч. Ч. 3. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2018. – 320 с. – (Школьная библиотека).

- Бианки, В. В.

- Дмитриев, Ю. Д.

- Житков, Б. С.

- Сахарнов, С. В.

- Скребицкий, Г. А.

- Сладков, Н. И.

- Снегирёв, Г. Я.

- Соколов-Микитов, И. С.

- Чарушин, Е. И.

 

Сборник для чтения в 3 классе. В 3 ч. Ч. 2. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2018. – 320 с. – (Школьная библиотека).

- Барто, А. Л.

- Драгунский, В. Ю.

- Маршак, С. Я.

- Михалков, С. В.

- Орлов, В. В.

- Осеева, В. А.

- Пермяк, Е. А.

Сборник для чтения в 3 классе. В 3 ч. Ч. 1. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2018. – 320 с. – (Школьная библиотека).

-Аксаков, С. Т.

-Андерсен, Х. К.

-Братья Гримм

-Киплинг, Д. Р.

-Крылов, И. А.

-Мамин-Сибиряк, Д. Н.

-Перро, Ш.

-Пушкин, А. С.

Толстой, Л. Н.

Маляўка, М. А.

Спадчына, або Каб не стаць манкуртам: Абразкі з жыцця нашых продкаў/ Мікола Маляўка. – Мінск: Народная асвета, 2018. – 159 с.:іл.

У кнізе расказваецца, як жылі нашы продкі, чым яны займаліся, якімі рэчамі гаспадарчага і хатняга ўжытку карысталіся, якую спадчыну пакінулі нам, сваім нашчадкам. Кніга змяшчае паэтычныя радкі, сур,ёзныя і вясёлыя гісторыі, народныя прыкметы і парады, прыказкі, прымаўкі, загадкі і гульні.

Трафимова, Г. В.

 У кого нос лучше?/ Г.В. Трафимова. – Минск: Народная асвета, 2018. – 48 с.- (Рассказы Деда Природоведа).

Елисеева, О. В.

Обучение детей основам компьютерных игр на языке программирования Scratch: пособие для учителей: 5-6 классы/ О.Е. Елисеева. – Минск: Народная асвета, 2017. – 166 с.: ил. – (Асветик-айтишник)

Пособие адресовано учителям информатики для проведения факультативных занятий, а также родителям, готовым познакомить своего ребёнка с компьютером как с профессиональным инструментом для постижения основ разных специальностей: программиста, дизайнера, иллюстратора,сценариста,звукорежиссёра и д

Дробенков, С. М.

Амфибии и рептилии Беларуси: для ср. и ст. шк. возраста/ С.М. Дробенков. – Минск: Беларус. Энцыкл. Імя П. Броўкі, 2015. – 176 с.: ил. – (Белорусская детская энциклопедия)

Книга знакомит с амфибиями или земноводными (гребенчатый тритон, квакша обыкновенная и др.) и рептилиями или пресмыкающимися (гадюка обыкновенная, медянка, черепаха болотная и др.), которые являются самыми малочисленными классами позвоночных животных фауны Беларуси

Преданные, умные, красивые. Собаки: для мл. шк. возраста/ сост. Т. И. Жуковская. – Минск: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2017. – 32 с.: ил. – (Самые-самые)

В книге читатели узнают, какая служебная порода собак является самой популярной в Беларуси, у какой породы самые длинные уши, самые большие глаза, как называется самая древняя порода собак, чем отличается маламут от хаски, какую собаку китайцы называют бесценной.



 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Воропаева, В.С. Литературное чтение в 3 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В.С. Воропаева. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 178 с.
  2. Гуляева, Е.Г. Музыка в 3 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения (с электронным приложением)/ Е.Г. Гуляева. – Минск: Пачатковая школа, 2018. – 71 с.
  3. Трафимова, Г.В. Человек и мир в 3 классе. Книга для чтения: пособие для учащихся общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения/ Г.В. Трафимова. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 173 с.
  4. Свірыдзенка, В.І. Беларуская мова ў 3 класе: вучэб.-метад. дапаможнік для настаўнікаў устаноў агул. сяр. адукацыі з беларус. і рус. мовай навучання/ В.І. Свірыдзенка. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2018. – 237 с.
  5. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Журба. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 167 с.
  6. Пикулик, В.В. География в 6 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В.В. Пикулик. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 198 с.
  7. Химия в 7 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / И.Е. Шиманович [и др.]: под ред. И.Е. Шимановича. – Минск: Народная асвета, 2018. – 143 с.: ил.
  8. Захарова, С.Н. Русская литература в 7 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / С.Н. Захарова. - Минск: Национальный институт образования, 2019. – 171 с.
  9. Кудрявцева, С.А. История Нового времени в 7 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения/ С.А. Кудрявцева, Д.Э. Давидовская. – Минск: изд. Центр БГУ, 2019. – 223 с.: ил.
  10. Давідоўская, Г.Э. Фарміраванне вобразных уяўленняў у вучняў 6-7 класаў  пры вывучэнні ГІСТОРЫІ БЕЛАРУСІ: вучэб.-метад. дапаможнік для настаўнікаў устаноў агул. сяр. адукацыі з беларус. і рус. мовай навучання/ Г.Э. Давідоўская. - Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2019. – 151 с.
  11. Палейка, А.А. Медыятэксты ў навучанні гісторыі і грамадазнаўства: дапаможнік для настаўнікаў устаноў агул. сяр. адукацыі з беларус. і рус. мовай навучання/ А.А. Палейка. – Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2018. – 96 с.: іл.
  12. Воспитание в замещающей семье: пособие для пед. работников учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения, специалистов соц.-пед. учреждений, органов охраны детства, замещающих родителей/ В.В. Мартынова и [и др.]. - Минск: Национальный институт образования, 2018. – 168 с.: ил.
  13. Белорусская педагогическая энциклопедия. В двух томах. – Т.1. – Минск:      Адукацыя і выхаванне, 2015. – 726 с.: ил.
  14. Белорусская педагогическая энциклопедия. В двух томах. – Т.2. – Минск:     Адукацыя і выхаванне, 2015. – 735 с.: ил.
  15. Антипова, М.Б. Русский язык в 3 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / М.Б. Антипова. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 215 с.

 

Что дает семейное чтение вам и вашему ребенку?

• Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ребенок видит, с каким интересом взрослые читают книги, обсуждают их, делятся впечатлениями со всеми членами семьи. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

• Вы учите малыша читать правильно, с выражением, показываете образец культурного чтения.

• Вы облегчаете ребенку  понимание текста, задавая вопросы по тексту и уточняя, как  он понял смысл. Объясняете значение непонятных слов. Обращаете внимание на юмористические моменты.

• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, знакомите с новыми  понятиями.

• Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

• Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты - укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку в дальнейшей  жизни.

• Ваш  ребенок  учится читать, развивает технику чтения, любовь к книге  и интерес к чтению. И все это совсем незаметно для него, просто читая книги вместе с родителями.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется  жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.


 

Список методической литературы

(Детско-родительские отношения в семье)

 

1. Бланк, О. Семейные традиции / Оксана Бланк // Рюкзачок: детский познавательно-игровой журнал. — 2015. — №5. — С. 18-19

Влияние семейных традиций на определение жизненных ценностей у детей. Проблемы, возникающие вследствие дефицита традиций.

2. Воробей, Н. Воспитание начинается с любви / Н. Воробей // Здаровы лад жыцця. — 2011. — №8. — С. 56-60

Значение детско-родительских отношений для физического и психологического здоровья детей в семье.

3. Гаврилина, И. Счастливая мама — счастливый ребёнок — счастливая семья / И. Гаврилина // Рюкзачок: детский познавательно-игровой журнал. — 2015. — №10. — С. 20-21

Психологический комфорт в семье зависит от женщины. Как матерям стать счастливее.

4. Гудень, О. Воспитание на их лад / О. Гудень, С. Красочка // Бібліятэка прапануе. — 2013. — №8. — С. 11-14

Вопросы воспитания детей за рубежом.

5. Дмитриева, В. Семья. Учимся быть мудрее / Е. Дмитриева // Здаровы лад жыцця. — 2010. — №9. — С. 8-25

Счастье — это любовь, семья, дети. Стихи, притчи, народная мудрость.

6. Дуда, В. Психология семейных взаимоотношений / В. Дуда, Вл. Дуда // Здаровы лад жыцця. — 2015. — №3. — С. 64-69

Виды и техника общения в семье. Психологические проблемы семьи.

7. Ивановская, С. Мир, где я счастлив / С. Ивановская // Здаровы лад жыцця. — 2015. — №12. — С. 34-37

О роли семьи и любви родителей в воспитании детей.

8. Моисеенко, О. Знакомься: это твоя семья! / О. Моисеенко, Т. Басалыга // Рюкзачок: детский познавательно-игровой журнал. — 2013. — №11. — С. 17-20

Нужно ли детям знать историю своей семьи. Создаём альбом-родословную. Рисуем генеалогическое древо.


Список художественной литературы

(Детско-родительские отношения в семье)

  1. Бауэр, Ютта. Однажды мама ругалась / Ю. Бауэр; ил. автора. — Москва : КомпасГид, 2012. — 36 с. — (КомпасKID).

Ругалась мама-пингвин на маленького пингвинёнка. Но мы-то понимаем о чём эта книга. Это описание эмоций маленького ребёнка, которые возникают в ответ на гнев взрослых. Маленький человек не всегда понимает, за что он наказан. Для мам книга станет напоминанием о том, что собственные эмоции стоит держать под контролем. И мама тоже должна просить прощения у ребёнка, если она не права.

2. Варфоломеева, Светлана. Машка как символ веры: повесть / С. Варфоломеева; [худож. И. В. Шарикова]. — Москва : Росмэн, 2015. — 96 с. — (Настоящее время).

Эта небольшая книжечка о семье, в которую пришло горе. Маленькая Машка заболела лейкозом. Рассказ ведется от разных лиц — папы, мамы, старшей сестры Веры, бабушки — поскольку семья разобщена мелкими придирками друг к другу. Но горе объединило, сплотило эту семью. Главное — всем держаться вместе и никогда не сдаваться.

3. Вестли, Анне-Кат. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик: повесть / А.-К. Вестли; худож. Н. Кучеренко; [пер. с норв. Л. Горлиной]. — Москва : Махаон, 2016. — 176 c. — (Чтение — лучшее учение).

Анне-Кат Вестли — очень популярная норвежская писательница. Всю свою долгую жизнь она писала книги для детей, а их родителей учила быть терпеливыми, любить своих детей и понимать их. Вот и эту книгу можно назвать пособием по выживанию в многодетной семье. Жизнь в такой семье, конечно, нелегка: много хлопот, немного денег, мало места. Зато много взаимопомощи, изобретательности, любви, смеха и веселья.

4. Жвалевский, Андрей. 52-е февраля: повесть / А. Жвалевский, Е. Пастернак. — Москва : Время, 2014. — 128 с. — (Время — детство!).

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак — самые популярные у подростков белорусские авторы. Данную книгу полезно почитать и родителям. Легкая история о взаимоотношениях детей и родителей, о том, как иногда полезно вспомнить себя подростком и рассказать об этом своему ребенку, и это гораздо лучше и полезнее, чем нравоучительные истории «про это».

5. Кашура, Алёна. Мечтай, Марсель, мечтай!/ А. Кашура; ил. М. Воронцовой. — Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2015. — 38 с. — (Новые волшебные истории).

Это сказка о мальчике по имени Марсель. Ему не хватало родительского внимания, и от этого мальчик чувствовал себя одиноким. В отличие от сверстников, не было у Марселя и бабушки, встретить которую было его главной жизненной мечтой. Мальчик придумал себе бабушку — весёлую, смелую и умеющую… летать. «Мечтай, Марсель, мечтай!» — это добрый поучительный урок и для детей, и для взрослых. Каждый читатель сделает из нее свои выводы.

6. Кузнецова, Юлия. Дом П: повесть / Ю. Кузнецова; рис. О. Громовой. — Москва: КомпасГид, 2014. — 192 с.

С помощью рассказа о жизни в доме престарелых, куда попала бабушка Женя, автору удалось передать процесс духовного прозрения остальных членов семьи, продемонстрировать крепкую и нерушимую связь поколений. Эта повесть о том, как важно вовремя делиться с близкими своими чувствами, говорить им о том, как мы их любим и нуждаемся в них.

7. Нёстлингер, Кристине. Само собой и вообще: роман / К. Нёстлингер; пер. с нем. В. Комаровой; [ил. З. Суровой]. — Москва : Самокат, 2008. — 192 с. — (Лучшая новая книжка).

Семейный роман, где есть о чём поразмыслить и посмеяться, хотя это книга о серьезной проблеме — развод в семье. Обычно, детей никто не спрашивает, нужно маме с папой разводиться или нет. Они же взрослые, сами все решат. А в этой книге у взрослых есть возможность посмотреть на развод со стороны, глазами своих детей, и принять ту модель поведения, в которой всем будет хорошо, и дети будут чувствовать себя любимыми и нужными.

8. Ох уж эти взрослые!: рассказы / сост. Р. Е. Данкова; худож.: Е. Кузнецова [и др.]. — Москва : ОНИКС, 2011. — 160 с. — (Библиотека младшего школьника) (Читаем по школьной программе).

Название книги полностью соответствует её содержанию. Это сборник весёлых и поучительных рассказов об отношениях взрослых и детей. Понравится не только детям школьного возраста, но и их родителям — полезно взглянуть на себя и семейные ситуации со стороны.

9. Трауб, Маша. Осторожно — дети! Инструкция по применению/ М. Трауб. — Москва : ЭКСМО, 2014 . — 284 с. — (Проза Маши Трауб).

Данная книга не является очередным «учебником» и «практическими рекомендациями» по воспитанию своего чада. Это просто записки мамы, которая делится своими чувствами, тревогами и радостями с такими же мамами, у которых точно такие же проблемы и тревоги. Хорошая, добрая и полезная книжка. Читается легко, написана очень живо и с юмором. Каждый родитель может вынести из нее для себя несколько полезных советов.

10. Яниковски, Ева. Был бы я взрослым… / Е. Яниковски; ил. Л. Ребера; пер. с венг. Т. Воронкиной. — Москва : КомпасГид, 2012. — 36 с.

Книга в шутливой форме рассказывает о том, что сделал бы постоянно воспитываемый и одёргиваемый взрослыми ребёнок, если бы сам сию минуту стал взрослым. Книжка эта — приглашение к искреннему разговору родителей с детьми, она поможет родителям расслабиться, а детям сформулировать и озвучить свои желания.

Детский журнал о природе для семейного чтения «Муравейник».

Муравейник  - ежемесячный журнал о природе для семейного чтения. Увлекательно рассказывает о диких и домашних животных, о всем сущем на земле, в небе и воде, о природе самого человека. Это единственный журнал, где есть постоянный охотничьим и рыболовный раздел «На ловчей тропе для детей и подростков». Выходит с 1994 года.

Девиз журнала : «Детство, Семья, Природа».

В нем помещены рассказы и истории из жизни животных, написанные профессиональными писателями и журналистами. 

«Свирель» –  детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе, журнал о природе,  для читателей  от 7 до 12 лет.

Он содержит популярные образовательные материалы по различным аспектам естествознания и экологии, ориентированные на учебные планы школ, а также литературно-художественные произведения – рассказы, повести.

В каждом номере – знакомство с заповедником или национальным природным парком. Тексты в нем написаны в научно-популярном стиле, адаптированном для школьников. В качестве иллюстраций – фотографии. В журнале затрагиваются не только экологические и биологические проблемы, но и другие темы, интересные для детей и подростков: публикуются рассказы об интересных и увлекательных профессиях, материалы, рассказывающие о православных подвижниках, географических открытиях, экспедициях современных путешественников, художественные произведения.

Журнал «Божий мир»

            Ярко иллюстрированный журнал для детей и юношества. Издается по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Его цель – православное воспитание и просвещение. В увлекательной форме журнал рассказывает о тысячелетней истории Русской Православной Церкви, о нашем отечестве – его духовной основе культуре и искусстве. Материалы «Божьего Мира» могут быть использованы на занятиях в православных гимназиях, в школах – воскресных и общеобразовательных, для чтения в семейном кругу. Выходит с января 1997 года, 6 раз в год.

С рождением ребенка в дом приходит не только радость, но и множество забот. Наступает активный период для обоих родителей — им предстоит заботиться о новом человеке, посвящать ему время и силы, помогать открывать мир... Кажется, еще далеко начальная школа, и полный штормов и подводных камней подростковый период, но — как считают и родители, и специалисты по детской психологии — думать о будущем нужно начинать с первых месяцев жизни малыша.


Обзор книг для молодых родителей

1. "Как любить ребенка" Януш Корчак

"Судить о ребенке по двум полярно противоположным типам детей - все равно, что на основании свойств кипятка и льда говорить о воде. В шкале сто градусов, где на ней место нашего ребенка?"

Януш Корчак - выдающийся польский педагог, писатель и врач. Свою главную книгу - "Как любить ребенка" - Корчак написал в годы Первой мировой войны, когда служил в полевом госпитале. Слушать голос своего сердца, любить ребенка, относиться к нему как к самостоятельной личности и помогать развить качества, заложенные в нем природой, - вот основные воспитательные идеи, которым учит нас труд этого необыкновенного человека.

2. "После трех уже поздно" Масару Ибуки

"Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей и вглядитесь в их лица, вы прочтете всю историю своих супружеских отношений."

Пятьдесят лет назад книга Масару Ибуки совершенно перевернула традиционные представления о воспитании детей, и стала настолько популярна во всем мире, что ее даже долгое время называли "Книгой века". Автор считает, что в течение первых трёх лет жизни у ребёнка самый высокий потенциал к обучению, а главная задача родителей - не опоздать.

Любопытно, что автор книги – не психолог и не писатель по профессии. Он – инженер-электротехник, при чем, очень успешный, и не менее успешный предприниматель. Наверняка, у вас дома есть что-то из техники Sony? Так вот Масуру Ибуки – один из основателей этой компании. Что еще раз подтверждает, что талантливый человек талантлив во всем.

3. "Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа" Памела Друкерман

"Меня поражает универсальная убежденность французов в том, что даже хорошие матери не должны быть в услужении у своих детей, и что нет причин убиваться из-за капризов ребенка."

Автор книги – американская журналистка, которая переехала жить в Париж и родила там дочь. Как и все маленькие дети, девочка внесла некую сумятицу в жизнь своих родителей, однако, наблюдая за французскими детьми, Памела заметила, что они ведут себя гораздо спокойнее. Резонно предположив, что дело тут во французском подходе к воспитанию, Друкерман решила детально изучить его. Применив свои наблюдения на практике, Друкерман увидела, что результаты настолько впечатляющи, что она просто обязана поделиться ими с другими людьми.

4. "Общаться с ребенком. Как?" Юлия Гиппенрейтер

"Всякое серьезное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!"

Первая книга в нашем рейтинге, написанная профессиональным психологом. Юлия Борисовна Гиппенрейтер – профессор психологии и признанный авторитет в научном мире.

Книга Гиппенрейтер помогает ответить на извечный вопрос, как же все-таки построить с ребенком такие отношения, при которых было бы хорошо и вам, и ему. Автор не обещает быстрых результатов, ведь вырастить из ребенка личность, научиться понимать и уважать его – это упорный и долгий труд. Но если вы готовы потратить чуть больше энергии и проявить чуть больше терпения сейчас, то в будущем вам воздастся за это сторицей.

5. "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников" Евгений Комаровский

"Готовы не спать? Месяцами поддерживать проблему, решение которой требует максимум два-три дня? Это уже другая болезнь. Мазохизм называется. Педиатры такое не лечат..."

Безусловно, воспитание ребенка и становление его личности – это очень важно. Но ничуть не менее важно и его физическое здоровье. Доктор Комаровский не нуждается в дополнительных представлениях и рекомендациях. Это первый человек, который в простой и доступной форме рассказал нашим соотечественникам, как готовиться к появлению ребенка и правильно ухаживать за ним, сохранив при этом нервы и здоровье его родителей. При чем, пишет Комаровский об этом настолько интересно, что его книги читают не только будущие мамы и папы, но и люди, которые пока даже не собираются заводить детей.

6. "Ваш ребенок от рождения и до десяти лет" Уильям и Марта Сирс

"Будет разумно, если ребенок усвоит, что солнце светит не для него одного."

Педиатр с тридцатилетним стажем Уильям Сирс и его жена Марта создали классический учебник, который вот уже много лет является настольной книгой для многих молодых родителей. Будучи родителями восьмерых детей, один из которых родился с синдромом Дауна, Сирсы не понаслышке знают тему, о которой пишут. В ненавязчивой форме авторы освещают множество вопросов, связанных с уходом за детьми и их воспитанием. А главная мысль книги, пожалуй, заключается в том, что в первую очередь ребенка нужно любить и принимать таким, какой он есть, а не таким, каким хотим видеть его мы.

7. "Если с ребенком трудно" Людмила Петрановская

"Если мы учим детей не врать, а сами врем, требуем не курить, а сами курим, велим не обижать маленьких и слабых, а сами ребенка лупим, не стоит питать иллюзии относительно результата. На эту тему есть хороший афоризм: «Не надо воспитывать детей. Воспитывайте себя, а дети сами вас скопируют."

Людмила Петрановская – практикующий психолог, и ценность ее книг, в первую очередь, в том, что они основаны как на практических наблюдениях, так и на самых современных знаниях в области детской психологии. Как практик, Петрановская понимает, что с любым ребенком возникают те или иные трудности, и учит относиться к ним не как к проблеме, а как к инструменту, который дает возможность лучше понять вашего отпрыска.